Выбор любой системы оплаты труда не освобождает нанимателя от соблюдения гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством | GBZP.BY
Печать
Сохранить в MS Word
Наверх
Вниз

Выбор любой системы оплаты труда не освобождает нанимателя от соблюдения гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством

Искренне Ваша, Ольга Павловна

Размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных, включены в систему государственных гарантий. Такая норма предусмотрена Трудовым кодексом РБ (далее – ТК). Именно о ней мы сегодня и поговорим.

Из письма в редакцию:

"Предоставленное нанимателям право на самостоятельное принятие решения о выборе любой системы оплаты труда работников вызывает у нас (частная коммерческая организация) вопрос о необходимости соблюдения предоставленных государством гарантий в области оплаты труда. В частности, нас интересуют доплаты за работу с вредными и опасными условиями труда.

Обязан ли наниматель производить доплату работникам за работу с вредными условиями труда?

Если да, то каков порядок назначения и расчета доплаты за работу с вредными условиями труда?

Какой бухгалтерской записью отражаются такие доплаты?

Елена Петровна, главный бухгалтер"

Ваши вопросы, Елена Петровна, понятны, и я попробую ответить на них. Впрочем, сразу же можно сказать, что выбор любой системы оплаты труда не освобождает нанимателя от соблюдения гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством.

Организации наделены правом выбора систем оплаты труда

Безусловно, вступивший в силу с 1 июня 2011 г. Указ Президента РБ от 10.05.2011№ 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" (далее – Указ) расширил права нанимателей в выборе систем оплаты и стимулирования труда, включении надбавок и премий в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Иными словами коммерческим организациям данным Указом предоставлено право выбора любой системы оплаты труда своих работников (как с применением Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС), так и без ее применения).

Справочно: коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в т.ч. без применения ЕТС, обязаны обеспечить соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде (подп. 2.1 п. 2 Указа).

ТК определены государственные гарантии в области оплаты труда

А теперь рассмотрим, о каких государственных гарантиях может идти речь. С этой целью обратимся к ст. 56 ТК.

Система государственных гарантий включает в себя:

1) величину минимальной заработной платы в Республике Беларусь;

2) величину размера тарифной ставки 1-го разряда ЕТС для работников бюджетной сферы;

3) республиканские тарифы оплаты труда – часовые и (или) месячные тарифные ставки (оклады), определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций;

4) размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных;

5) меры по поддержанию уровня реального содержания заработной платы, индексации заработной платы;

6) ограничения размеров удержаний из заработной платы, в т.ч. размеров налогообложения доходов;

7) государственный контроль и надзор за своевременностью выплат заработной платы и реализацию государственных гарантий в части ее размеров;

8) ответственность нанимателей за нарушение условий коллективного договора, соглашения по оплате труда.

Как видим, наниматели обязаны соблюдать размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных. Именно к таким относится работа во вредных и (или) опасных условиях труда.

Методологические подходы к установлению компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда

Если в организации имеет место выполнение работ во вредных и (или) опасных условиях труда, то следует обратить внимание на нормы, прописанные в Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.2008 № 35, с учетом изменений от 30.06.2011 № 61 (далее – Инструкция № 35). Она определяет методологические подходы к проведению оценки условий труда при аттестации и предоставлению компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Важно! К компенсациям за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставленным работникам по результатам аттестации, относят:

– дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 90 Инструкции № 35).

Как рассчитать сумму доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливают в процентах от тарифной ставки 1-го разряда (если она утверждена в организации) или в твердо выраженной денежной величине, определяемой нанимателем самостоятельно на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного акта (п. 95 Инструкции № 35).

Справочно: размеры доплат приведены в приложении 8 к Инструкции № 35 (см. табл.).

Важно учитывать следующее:

– во-первых, наниматель не имеет права устанавливать размер указанных доплат ниже размера доплат, рассчитанных от тарифной ставки 1-го разряда, определенной Правительством для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций;

– во-вторых, работникам, которым установлена повышенная оплата труда за работу с вредными условиями труда, доплата по результатам аттестации не предусматривается (часть четвертая п. 95 Инструкции № 35). Если, например, приказом по отрасли производства определенной категории работников установлены надбавки к должностным окладам за работу с вредными условиями труда, то доплаты по результатам аттестации таким работникам не положены.

Пример

В организации установлена тарифная ставка 1-го разряда в размере 350 000 руб. Работник по своей профессии в течение месяца отработал 176 ч с вредными и (или) опасными условиями труда, класс условий труда – 3.1 (1-й степени), процент доплаты – 0,10 за1 ч работы.

Сумма доплаты составит:

1) 350 000 × 0,10 / 100 = 350 руб./ч – сумма доплаты в расчете на 1 ч работы во вредных и (или) опасных условиях труда;

2) 350 × 176 = 61 600 руб. – сумма доплаты за фактически отработанное время с вредными и (или) опасными условиями труда.

В бухгалтерском учете будет иметь место запись:

Д-т 20 и др. – К-т 70
– начислена сумма доплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Надеюсь, я ответила на Ваши вопросы. Тем не менее в заключение нашего разговора рекомендую ознакомиться с разъяснениями, приведенными в статье С. Большакова "Внимание, доплаты! Начисляем правильно!" (см. "ГБ. Зарплата", 2012, № 17, с. 27), в которой приведена информация по порядку установления и расчета доплат не только за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, но и по другим их видам.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.