Типичные нарушения, которые допускали плательщики обязательных страховых взносов в 1 полугодии 2024 года

01 октября 2024

Основные нарушения, выявленные у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 1 полугодии 2024 года.

1.Неправильное определение объекта для начисления обязательных  страховых взносов.

1.1 Излишне начислены обязательные страховые взносы:

  • на сумму пособий по временной нетрудоспособности, назначенных и выплаченных работнику из средств государственного социального страхования (нарушен пункт 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной  защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.01.1999 года № 115 (далее – Перечень № 115));
  • на выходное пособие, выплачиваемое в случаях, для которых законодательными актами установлены минимальные гарантированные размеры (двухнедельное пособие в связи с призывом работника на военную службу в соответствии со ст. 48 ТК РБ) (нарушен подпункт 7.1 пункта 7 Перечня № 115);
  • на сумму компенсации в связи с переездом на работу в другую местность, выплаченные в соответствии со статьей 95 ТК РБ (нарушен пункт 8 Перечня № 115);
  • на сумму денежной помощи молодым специалистам в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре, выплаченную в соответствии с пунктом 27 главы 5 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, перенаправления на работу, предоставления места работы выпускникам, получившим научно-ориентированное, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 № 572 (нарушен пункт 13 Перечня № 115);
  • на сумму материальной помощи, выплаченной в размере до максимального предела льготируемых сумм выплат социального характера, равного установленному пределу для исчисления подоходного налога, определяемого пунктом 23 статьи 208 Налогового Кодекса (нарушен пункт 13 Перечня № 115);
  • на суммы выплат, начисленные за участие в республиканском субботнике и перечисленные работодателем в порядке, установленном законодательством (нарушен пункт 16 Перечня № 115);
  • на суммы призов победителям районных соревнований по заготовке кормов (нарушен пункт 17 Перечня № 115);
  • на суммы выплат, превышающие пятикратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (нарушен пункт 1 статьи 4 Закона Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» от 15.07.2021 № 118-З (далее – Закон № 118-З));
  • излишне начислены обязательные страховые взносы на пенсионное страхование на суммы выплат в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами II группы (нарушена статья 12 Закона № 118-З);

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З излишне поступившие суммы взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения имеющейся у плательщиков задолженности перед Фондом, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты взносов в бюджет фонда либо возврату плательщикам в течение 10 рабочих дней после подачи ими в органы Фонда заявления о возврате сумм взносов с приложением документов, подтверждающих отсутствие задолженности в бюджет фонда.

1.2  Не начислены обязательные страховые взносы:

  • на суммы вознаграждения, выплаченного родителям, чьи дети окончили учебный год на 8, 9, 10 в соответствии с коллективным договором (нарушен пункт 1 статьи 4 Закона № 118-З);
  • на суммы премии передовикам уборочной кампании в связи с ее завершением (нарушен пункт 1 статьи 4 Закона № 118-З);
  • В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 118-З не внесенная в установленный срок сумма взносов в бюджет фонда является недоимкой. К недоимке относится задолженность плательщика по взносам в бюджет фонда, выявленная при проверке правильности начисления, уплаты взносов в бюджет фонда и расходования средств фонда, в том числе при представлении плательщиком отчетности в орган Фонда по месту постановки на учет. Согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 118-З на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка.

В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, предоставляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы выплат и обязательных страховых взносов.

2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.

2.1 Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

на суммы выплат за период работы не связанный с особыми условиями труда (нарушенпункт 2 статьи 4 Закона № 118-З).

Излишне поступившие в бюджет фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование засчитываются в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии  возвращаются плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления (статья 19 Закона № 118-З).

2.2 Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

  • на сумму выплат в натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан (нарушен пункт 2 статьи 4 Закона № 118-З);
  • на суммы премии передовикам уборочной кампании в связи с ее завершением (нарушен пункт 2 статьи 4 Закона № 118-З).

В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З не внесенная в срок сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда является недоимкой, на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда.

В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, представляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» (тип формы «корректирующая» за предыдущие периоды и тип формы «исходная» за текущий период), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование.

3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или)   взносов на профессиональное пенсионное страхование.

3.1 Неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Сроки уплаты и суммы обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование определены статьями 8 «Сроки уплаты взносов», 14 «Порядок перечисления взносов» Закона № 118-З. Обязанность плательщика в полном объеме уплачивать страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование установлены статьей  21 «Обязанности плательщиков» Закона № 118-З.

В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, представляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

4. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий по временной    нетрудоспособности.

При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности встречаются следующие нарушения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение по ВН № 569):

  • в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначены по день установления инвалидности включительно, следовало – до дня установления;
  • в нарушение пункта  16 Положения по ВН № 569 пособие по непрерывному случаю временной нетрудоспособности назначено, как по разным случаям временной нетрудоспособности;
  • в нарушение подпункта 19.2пункта  2 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности при нарушении режима, предписанного врачом, назначено в полном размере, а следовало в размере 50%  со дня его нарушения на срок, устанавливаемый комиссией;
  • в нарушение пункта 21 Положения по ВН № 569, заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности учтен не за весь период работы у плательщика, назначающего пособие, в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие;
  • в нарушение пункта  22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода при исчислении размера среднедневного заработка не были исключены календарные дни социального отпуска, дни трудового отпуска, а также не исключены дни освобождения от работы в соответствии с законодательством;
  • в нарушение пункта  24 Положения по ВН № 569 неверно определен заработок для исчисления пособий: в месяце, в котором были отработаны не все дни по графику, сумма премии включена в полном размере, следовало пропорционально отработанным дням; не учтен перерасчет заработной платы за месяц, который включается в расчетный период; при расчете среднедневного заработка в сумму выплат включена стоимость питания работника.
  • в нарушение пункта 31 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности не назначено работнику, с которым заключен трудовой договор по совместительству.

Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

Также плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не удержаны с получателя), на данные выплаты в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»).

5. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.

При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения  требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569):

  • в нарушение пункта 19 Положения № 569размер назначенного пособия  по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет был увеличен со дня изменения обстоятельств, влияющих на размер пособия (с даты приостановления предпринимательской деятельности в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств);
  • в нарушение пункта 20 Положения № 569 выплата пособия на ребенка в возрасте до 3 лет прекращена не с даты принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка, а с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия такого решения, что привело переплате;
  • в нарушение подпункта 1.3 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособие на другого ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей, не являющегося инвалидом, назначено и выплачено за период после окончания обучения (июль, август) при получении общего среднего образования, хотя следовало по июнь включительно;
  • в нарушение пункта 9 статьи 13 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено по день, предшествующий дню достижения возраста 3 лет, а следовало по день достижения ребенком возраста 3 лет включительно;
  • в нарушение пункта 3 статьи 14 Закона № 7-З, неверно определен размер пособия семье на ребенка в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет за соответствующий месяц (50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума).
  • в нарушение подпункта 3.4 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З неверно определен день  возникновения права на  пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 3 лет (пособие назначено и выплачено с даты выдачи удостоверения ребенка-инвалида, а не со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, так как ребенок признан инвалидом до окончания периода беременности и родов);
  • в нарушение подпункта 3.5 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З  пособие семье на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено и выплачено со дня,  следующего за днем освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, а не с даты рождения младшего ребенка, что привело к недоплате пособия.
  • в нарушение подпункта 3.6 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З, неверно определен день возникновения права на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (пособие назначено и выплачено с даты выдачи удостоверения ребенка-инвалида, а не с даты признания ребенка инвалидом);

В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

В соответствии с пунктом 22 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 расходы на выплату государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подлежат доначислению.

6. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение  и оздоровление.

В нарушение пунктов 13, 15 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера платы за путевку в размер денежного дохода получателя путевки не в полном размере включена заработная плата и пенсия, что привело к неверному определению коэффициента размера частичной стоимости, возмещаемой получателем;

В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

7. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение.

В нарушение пункта 3 Положения о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение специализированной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 № 585, пособие выплачено на основании копии справки о смерти работника

В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

8. Нарушения при представлении документов персонифицированного учета.

8.1 По представлению формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».

представление с нарушением установленного срока формы ПУ-2 (нарушен пункт 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).

В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

при предоставлении сведений по форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» неверно отражены дата  и номер приказа при переводе на другую работу; не отражены сведения  о переводе  на другую работу, присвоении разряда по профессии рабочего (нарушен пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм  документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ);

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

8.2. По представлению формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».

В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

  • непредставление и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» арушен пункт 16 Правил);
  • неверно отражались даты начала и окончания работ, выполняемых по гражданско-правовым договорам (нарушен пункт 15 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
  • отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы; сумма заработной платы, среднего заработка за период трудового отпуска, отражена по месяцу начисления, а не по периодам представления трудового отпуска (нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
  • выплаты, произведенные по одному гражданско-правовому договору, отражены как выплаты по нескольким отдельным договорам (нарушен пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
  • в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» некорректно отражаются периоды с видом деятельности «ДЕТИ50», «ДЕТИ100», ДПОСОБ50», «ДПОСОБ100» (неверно отражены сведения о периоде выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; не отражен период, когда работник прерывал отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет), а также неверно отражены периоды с видом деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ», «ПОСОБИЕ», «ДОГОВОР» (нарушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

8.3. По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».

В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

некорректное отражение в разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» периодов занятости в особых условиях труда: из периода работы с особыми условиями труда не исключены выходные и праздничные дни, которые следовали за периодом, в котором работник не подлежал ППС) (нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

9. Нарушения при представлении отчета о средствах Фонда социальной защиты населения

При проверке правильности предоставления отчета о средствах Фонда социальной защиты населения формы 4-фонд установлены следующие нарушения:

неверно отражалась сумма начисленных обязательных страховых взносов по строке 12 «Начисленные обязательные страховые взносы» (нарушенпункт 16 Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2023 № 45).

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Источник: ФСЗН

Вернуться к ленте
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.