03 апреля 2019

Как осуществляется профессиональное пенсионное страхование работников сельхозпроизводств

На примере мужчин, работающих трактористами-машинистами, и  женщин, работающих животноводами, рассмотрим систему профессионального пенсионного страхования (далее – ППС) по следующим критериям:

– порядок оценки условий их труда;

– назначение профессиональной пенсии;

– взаимодействие с органами ФСЗН.

 

Кто вправе получать досрочную профессиональную пенсию

Право на досрочную профессиональную пенсию предоставлено раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:

– мужчинам, работающим трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, непосредственно занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, при профессиональном стаже не менее 20 лет и стаже работы не менее 25 лет; 

– женщинам, работающим животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющим определенные виды работ (по перечню), а также работающим доярками (операторами машинного доения) при профессиональном стаже не менее 20 лет (подп. 1.5, 1.7 п. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»; далее – Закон о ППС).

 

Как проводится оценка условий труда

Одним из важнейших требований, установленных Законом о ППС для включения того или иного работника в систему ППС, является оценка условий труда на конкретном рабочем месте, которую обязан провести страхователь (работодатель). Эта оценка осуществляется с использованием различных инструментов в зависимости от категории работников, на которых распространяется ППС.

В отношении работников, занятых на подземных и других работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (Список № 1), а также на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда (Список № 2), и работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, – оценка проводится по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

В отношении остальных категорий работников инструментом оценки условий труда является применение соответствующих критериев, которые определены для каждой категории работников (см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования»).

 Наиболее характерными из них являются занятость в определенной должности (профессии) в течение полного рабочего дня; занятость на полную ставку (оклад); выполнение установленных норм и т.д. Контроль за правильностью применения работодателями критериев оценки условий труда законодательством осуществляют республиканские органы государственного управления в соответствии с их компетенцией.

По результатам оценки условий труда работодатель с участием профсоюза обязан локальным нормативным правовым актом утвердить перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации (п. 2 ст. 6 Закона о ППС). Только после утверждения этого перечня у работодателя наступает обязанность по уплате взносов на ППС за каждого работника, рабочее место которого включено в перечень.

Если при проведении последующей оценки условий труда не подтверждены факторы, послужившие основанием для включения рабочего места в перечень, оно исключается из него. Критерии оценки условий труда для каждой категории лиц должны соблюдаться в совокупности. В частности, критериями оценки условий труда для мужчин – трактористов - машинистов сельскохозпроизводства являются:

1. непосредственная занятость в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством), в т.ч.:

1.1. выполнение агротехнических мероприятий в растениеводстве на тракторах и других самоходных сельскохозяйственных машинах;

1.2. выполнение других работ на стационарных и прицепных установках и агрегатах, по ремонту сельскохозяйственной техники, на животноводческих фермах – при отсутствии агротехнических мероприятий в растениеводстве;

2. занятость не менее чем на полную ставку (оклад).

Критериями оценки условий труда для женщин, работающих животноводами и свиноводами, являются:

1. непосредственное выполнение работы, предусмотренной перечнем видов работ для целей ППС животноводов и свиноводов в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством);

2. занятость в профессии  животновода (оператора животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиновода (оператора свиноводческих комплексов и механизированных ферм) не менее чем на полную ставку (оклад);

3. выполнение норм обслуживания, установленных на основе рекомендуемых норм обслуживания, утверждаемых Минсельхозпродом по согласованию с Минтруда и соцзащиты.

Критериями оценки условий труда для женщин, работающих доярками (операторами машинного доения), являются:

1. непосредственное выполнение работы, обусловленной занятостью в указанных профессиях, в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством);

2. занятость в профессии доярки (оператора машинного доения) не менее чем на полную ставку (оклад);

3. выполнение норм обслуживания, установленных на основе рекомендуемых норм обслуживания, утверждаемых Минсельхозпродом по согласованию с Минтруда и соцзащиты.

В периоды временного уменьшения обслуживаемого поголовья скота по не зависящим от работника причинам (болезнь скота, выбраковка поголовья, перегруппировка стада) работник подлежит ППС при условии сохранения численности обслуживаемого поголовья не менее 80 % среднегодовой нормы обслуживания. Норма обслуживания в таких случаях не пересматривается. При этом период временного по независящим от работника причинам уменьшения обслуживаемого поголовья относительно нормы не может превышать 6 месяцев в течение одного календарного года.

 

Дополнительно изучайте тут >>> 

Назначение профессиональных пенсий с 1 января 2019 года: кто вправе их получить и что должен сделать работодатель

 

Как определить фактическую занятость работников в особых условиях труда

Для правильности исчисления взносов на ППС работодатель должен обеспечить учет рабочего времени, позволяющий определить фактическую занятость работника в особых условиях труда, а также периоды, не связанные с выполнением работы во вредных условиях.

 

Справочно: к периодам, не связанным с работой в особых условиях труда, относятся периоды: 

– работы в обычных условиях труда; 

– работы на неполную ставку или неполный рабочий день;

– работы по гражданско-правовым договорам;

– простоев;

– служебных командировок, не связанных с выполнением работ в особых условиях труда;

– обучения, переподготовки, повышения квалификации; 

– обследований и осмотров в медицинских учреждениях;

– выполнения государственных или общественных обязанностей;

– ухода за больным;

– социальных отпусков (по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением, по уважительным причинам личного и семейного характера и т.п.);

– болезни и временной нетрудоспособности; санаторно-курортного лечения и оздоровления;

– одного свободного дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

– другие периоды незанятости в особых условиях труда (п. 28 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7).

 

Взаимодействие с органами ФСЗН

С 1 января 2009 г. застрахованные лица и страхователи могут получить в органах  ФСЗН информацию о поступивших  взносах на  ППС и профессиональном стаже.

 

Справочно: порядок  представления информации застрахованному лицу и страхователю утвержден постановлением правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 29.12.2009 № 18 (далее – Порядок № 18). 

 

Застрахованное лицо вправе обратиться в территориальный орган ФСЗН, а страхователь – по месту  постановки на учет  в качестве  плательщика страховых взносов. Застрахованное лицо предъявляет страховое свидетельство государственного социального страхования и документ, удостоверяющий личность, а также  заполняет заявление установленной формы (приложение 1 к Порядку № 18). Страхователь подает заявление в электронном формате, к которому  прилагает заявление на бумажном носителе (приложение 3 к Порядку № 18).

Отдел ФСЗН, принявший заявление застрахованного лица или страхователя, как правило, может представить информацию в тот же день. В исключительных случаях на формирование сведений требуется 10 рабочих дней со дня приема заявления от застрахованного лица или страхователя (п. 8 Порядка № 18). 

За работников, занятых на рабочих местах, которые включены в перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации, страхователь обязан своевременно и в установленных размерах уплачивать взносы на ППС.

Тариф взносов на ППС для вышеуказанных работников составляет 2,3 % (приложение к Указу Президента Республики Беларусь от 10.01.2009 № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование»).

 

В качестве компенсации за работу в особых условиях труда предусмотрены 2 вида профессиональных пенсий

Существуют 2 вида профессиональных пенсий – досрочная профессиональная пенсия и дополнительная профессиональная пенсия.

Досрочная профессиональная пенсия – это профессиональная пенсия, назначаемая и выплачиваемая застрахованному лицу в период до достижения им общеустановленного пенсионного возраста.

С 1 января 2019 г. право на нее приобретают в т.ч.:

1) женщины, работающие:

   – животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющие определенные виды работ;

   – свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющие определенные виды работ;

   – доярками (операторами машинного доения);

2) мужчины, работающие трактористами – машинистами сельскохозяйственного производства.

При наличии у вышеназванных категорий застрахованных лиц не менее половины требуемого профессионального стажа возникает право на досрочную профессиональную пенсию (подп. 2.2 п. 2 ст. 11 Закона о ППС). При этом учитываются периоды работы с особыми условиями труда до 1 января 2009 г., для  которой Законом Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон № 1596-XII) предусмотрены аналогичные или более льготные условия по продолжительности специального стажа и возрасту выхода на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда.

 

Важно! Только отдельным категориям работников, имеющим длительный стаж работы во вредных условиях труда до 1 января 2009 г., предоставлено право на назначение льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии.

 

Так, право на пенсию по возрасту с особыми условиями труда по пп. «а» и «б» части первой ст. 12 или 15 Закона № 1596-XII имеют работники, занятые в особых условиях труда по спискам № 1 и № 2, которые до введения профессионального пенсионного страхования отработали не менее половины специального стажа, необходимого для назначения льготной пенсии по Закону № 1596-XII (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.09.2013 № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»). При этом продолжительность профессионального стажа не имеет значения.

Профессиональный стаж исчисляют органы ФСЗН на основании сведений, содержащихся на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, путем сложения периодов, за которые уплачены взносы на ППС, и соблюдения других установленных законодательством условий.

Вторым условием для назначения досрочной профессиональной пенсии является достижение установленного ст. 11 Закона о ППС возраста для каждой категории работников.

Досрочную профессиональную пенсию выплачивают с месяца, следующего за месяцем обращения за назначением пенсии, по месяц достижения общеустановленного пенсионного возраста при условии оставления работы на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации, который работодатель представляет в органы ФСЗН по месту постановки на учет.

Размер досрочной пенсии рассчитывают делением суммы пенсионных сбережений на период выплаты пенсии (в месяцах).      Для ее назначения необходимо представить в органы ФСЗН:

  – документ, удостоверяющий личность и постоянное проживание в Республике Беларусь (паспорт);

  – справку о стаже работы установленной формы, выданную органами по труду, занятости и социальной защите.

Если застрахованное лицо по каким- либо причинам не воспользовалось правом на получение досрочной пенсии, то ему предоставляется право на получение дополнительной профессиональной пенсии.

Дополнительная профессиональная пенсия – профессиональная пенсия, назначаемая и выплачиваемая застрахованному лицу в период после достижения общеустановленного пенсионного возраста, на специальной части индивидуального лицевого счета которого на день достижения такого возраста имеются пенсионные сбережения.

Период выплаты дополнительной профессиональной пенсии зависит от суммы пенсионных сбережений. Размер этой пенсии равен величине бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующей в месяце, за который выплачивается пенсия.

Дополнительная профессиональная пенсия не будет выплачиваться (пенсионные сбережения не накапливаются), если работник получает пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или выслугу лет в соответствии с Законом № 1596-XII либо досрочную профессиональную пенсию согласно Закону о ППС. 

Татьяна Ерохина, начальник отдела профессионального пенсионного страхования Минского областного управления ФСЗН Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь

Вернуться к ленте
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.