Не секрет, что работа бухгалтера по заработной плате очень ответственна и требует определенного уровня знаний. Поэтому отпуск такого работника – проблема для его руководителя. Ему нужно найти достойную замену на короткий срок. Как это можно оформить? Ответ – в статье.
Пример. Принимаем на работу бухгалтера на время отпуска основного работника
Организация принимает на работу бухгалтера по заработной плате на период 1 месяц, так как штатный работник находится в трудовом отпуске. По мнению юриста, с работником должен быть заключен срочный трудовой договор на 1 месяц.
Можно ли с бухгалтером заключить гражданско-правовой договор, если согласно ст. 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности можно только организации или индивидуальному предпринимателю (далее – ИП), оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета?
Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы (ст. 7 Закона № 57-З):
– создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
– возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;
– передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или ИП, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
Примечание. Руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в п. 3 ст. 8 Закона № 57-З.
На основании приведенных норм ведение бухгалтерского учета может быть организовано:
– либо силами работников организации (бухгалтерская служба, главный бухгалтер, бухгалтер, директор организации, председатель товарищества собственников, председатель общественной организации или религиозной организации);
– либо путем заключения гражданско-правового договора на оказание услуг при отсутствии в организации соответствующих штатных единиц по должности служащего «главный бухгалтер» и (или) «бухгалтер».
Согласно законодательству Республики Беларусь работа может осуществляться на основании трудового договора либо гражданско-правового договора. Вид договора зависит от характера выполняемой работы, способа ее выполнения и определяет права и обязанности сторон и правовые последствия их несоблюдения.
Справочно: трудовой договор – письменное соглашение между его сторонами, а именно работодателем (организацией или физическим лицом) и работником, обязующее нанимателя предоставлять работу в установленных законом условиях и регулярно производить оплату труда, а сотрудника – выполнять поставленные согласно занимаемой должности задачи и строго соблюдать трудовую дисциплину (ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).
Обратите внимание! Не подпадают под действие ТК отношения по поводу осуществления обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством (ст. 6 ТК).
Следует отметить, что правоотношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, регулируются гражданским законодательством, в частности Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК) и Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».
Для выполнения разовых работ, оказания разовых услуг (которые не носят регулярный характер) может заключаться гражданско-правовой договор. Необходимо отметить, что данный договор заключается именно для выполнения конкретной работы (оказания услуги, создания объекта интеллектуальной собственности), направленной на получение конкретного результата, по достижении чего договор считается исполненным и прекращает свое действие.
Изложенное означает, что предметом гражданско-правового договора не могут являться трудовые обязанности по соответствующей должности служащего (профессии рабочего).
Таким образом, согласно законодательству о труде выполнение работы по соответствующей должности служащего (профессии рабочего) должно осуществляться на основании трудового договора.
Справочно: срочный трудовой договор, за исключением контракта, заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в т.ч. на время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с ТК сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего) (п. 2 части третьей ст. 17 ТК).
Следовательно, при наличии в штатном расписании организации должности служащего «бухгалтер» с лицом, принимаемым на эту должность служащего, заключается срочный трудовой договор на период нахождения основного работника в трудовом отпуске.
Также в сложившейся ситуации не исключены в соответствии с законодательством следующие правовые механизмы:
– временный перевод другого работника с его согласия на должность служащего «бухгалтер» (п. 1 части первой ст. 32 ТК);
– временный перевод другого работника в связи с производственной необходимостью на не обусловленную трудовым договором работу (по другой квалификации, должности служащего), а также для замещения отсутствующего работника без его согласия до 1 месяца в течение календарного года (ст. 33 ТК);
– поручение дополнительной работы в виде исполнения обязанностей временно отсутствующего работника с доплатой (ст. 67 ТК).
При поручении работнику работы по другой должности служащего наниматель должен учитывать наличие документа об образовании, обучении или профессиональной подготовке, подтверждающего право на выполнение соответствующей работы.