05 апреля 2022

Выполнение работы бухгалтера, находящегося в отпуске: какие варианты возможны

Не секрет, что работа бухгалтера по заработной плате очень ответственна и требует определенного уровня знаний. Поэтому отпуск такого работника – проблема для его руководителя. Ему нужно найти достойную замену на короткий срок. Как это можно оформить? Ответ – в статье.

Пример. Принимаем на работу бухгалтера на время отпуска основного работника

Организация принимает на работу бухгалтера по заработной плате на период 1 месяц, так как штатный работник находится в трудовом отпуске. По мнению юриста, с работником должен быть заключен срочный трудовой договор на 1 месяц.

Можно ли с бухгалтером заключить гражданско-правовой договор, если согласно ст. 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности можно только организации или индивидуальному предпринимателю (далее – ИП), оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета?

Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы (ст. 7 Закона № 57-З):

– создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

– возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;

– передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или ИП, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Примечание. Руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в п. 3 ст. 8 Закона № 57-З.

На основании приведенных норм ведение бухгалтерского учета может быть организовано:

– либо силами работников организации (бухгалтерская служба, главный бухгалтер, бухгалтер, директор организации, председатель товарищества собственников, председатель общественной организации или религиозной организации);

– либо путем заключения гражданско-правового договора на оказание услуг при отсутствии в организации соответствующих штатных единиц по должности служащего «главный бухгалтер» и (или) «бухгалтер».

Согласно законодательству Республики Беларусь работа может осуществляться на основании трудового договора либо гражданско-правового договора. Вид договора зависит от характера выполняемой работы, способа ее выполнения и определяет права и обязанности сторон и правовые последствия их несоблюдения.

Справочно: трудовой договор – письменное соглашение между его сторонами, а именно работодателем (организацией или физическим лицом) и работником, обязующее нанимателя предоставлять работу в установленных законом условиях и регулярно производить оплату труда, а сотрудника – выполнять поставленные согласно занимаемой должности задачи и строго соблюдать трудовую дисциплину (ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).

Обратите внимание! Не подпадают под действие ТК отношения по поводу осуществления обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством (ст. 6 ТК).

Следует отметить, что правоотношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, регулируются гражданским законодательством, в частности Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК) и Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».

Для выполнения разовых работ, оказания разовых услуг (которые не носят регулярный характер) может заключаться гражданско-правовой договор. Необходимо отметить, что данный договор заключается именно для выполнения конкретной работы (оказания услуги, создания объекта интеллектуальной собственности), направленной на получение конкретного результата, по достижении чего договор считается исполненным и прекращает свое действие.

Изложенное означает, что предметом гражданско-правового договора не могут являться трудовые обязанности по соответствующей должности служащего (профессии рабочего).

Таким образом, согласно законодательству о труде выполнение работы по соответствующей должности служащего (профессии рабочего) должно осуществляться на основании трудового договора.

Справочно: срочный трудовой договор, за исключением контракта, заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в т.ч. на время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с ТК сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего) (п. 2 части третьей ст. 17 ТК).

Следовательно, при наличии в штатном расписании организации должности служащего «бухгалтер» с лицом, принимаемым на эту должность служащего, заключается срочный трудовой договор на период нахождения основного работника в трудовом отпуске.

Также в сложившейся ситуации не исключены в соответствии с законодательством следующие правовые механизмы:

– временный перевод другого работника с его согласия на должность служащего «бухгалтер» (п. 1 части первой ст. 32 ТК);

– временный перевод другого работника в связи с производственной необходимостью на не обусловленную трудовым договором работу (по другой квалификации, должности служащего), а также для замещения отсутствующего работника без его согласия до 1 месяца в течение календарного года (ст. 33 ТК);

– поручение дополнительной работы в виде исполнения обязанностей временно отсутствующего работника с доплатой (ст. 67 ТК).

При поручении работнику работы по другой должности служащего наниматель должен учитывать наличие документа об образовании, обучении или профессиональной подготовке, подтверждающего право на выполнение соответствующей работы.

Мария Ковалевич, юрист

Вернуться к ленте
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.