contents Содержание
A
100%
A
add bookmarks
show bookmarks

Отменили служебную командировку: что делать с понесенными расходами?

Нина Анищенко, эксперт журнала «Главный Бухгалтер»

Служебная командировка – это расходы организации, которых нельзя избежать и в случае отмены командировки. Что делать с уже понесенными расходами, например купленными билетами, бронированием мест в гостинице и др.? Решать такие вопросы следует с учетом норм Инструкции № 115*, в которую со 2 февраля 2018 г. были внесены изменения. Рассмотрим их.

________________
* Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 20.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115).

При служебных командировках наниматель обязан возместить работнику следующие расходы:

1) по проезду к месту служебной командировки и обратно;

2) по найму жилого помещения;

3) за проживание вне места жительства (суточные);

4) иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы (ст. 95 Трудового кодекса Республики Беларусь).

В Инструкции № 115 изменился порядок возмещения иных расходов

Порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках определяют Правительство Республики Беларусь или уполномоченный им орган. В частности, при зарубежных командировках следует руководствоваться Инструкцией № 115.

Постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.11.2017 № 77 в Инструкцию № 115 (в п. 30) внесены изменения. Рассмотрим их в таблице.

Важно! Как видим, в случае отмены загранкомандировки по не зависящим от работника причинам ему помимо ранее предусмотренных расходов (оформление виз, проездные билеты) теперь возмещаются и расходы по бронированию мест в гостиницах. Кроме того, расходы при отмене командировки возмещаются на основании документов, подтверждающих эти расходы в соответствии с законодательством. Оригиналы подтверждающих документов по таким иным расходам могут в организации отсутствовать. Документами, подтверждающими эти расходы, могут быть, например, карт-чеки, выписки по счету и др. В данном случае следует обратить внимание на п. 28 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185.

Причина отмены командировки должна быть уважительной

Предполагаемая к исполнению командировка может быть отменена. Командировка отменяется в том случае, когда ее невозможно перенести. Инициатором отмены командировки может быть как наниматель, так и работник. С учетом этого причинами отмены командировки являются:

1) отсутствие производственной необходимости в командировке;

2) изменились планы в задании на командировку нанимателем;

3) изменились условия выполнения задания по месту командировки;

4) транспортные проблемы;

5) болезнь командированного работника;

6) другие уважительные причины.

Если командировка отменяется с учетом обозначенных и иных уважительных причин, то командируемому работнику возмещаются расходы по оформлению виз, бронированию мест в гостиницах, билетов на проезд. Стоимость проездного билета возмещается в полном размере, включая стоимость услуг по его оформлению (подп. 4.1 п. 4 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35).

Отказ работника без уважительных причин от поездки в служебную командировку является дисциплинарным проступком, за который он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Какие расходы возмещаются командированному работнику в числе иных

Командированному работнику в числе иных расходов возмещаются:

– комиссионные по обмену в банке чека или одного вида иностранной валюты на другой, за совершение операций с использованием банковских платежных карточек;

– расходы по получению служебного паспорта гражданина Республики Беларусь, виз, страхованию от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу, по оплате обязательного сбора (пошлины), взимаемого с граждан в аэропортах (п. 30 Инструкции № 115);

– расходы, возникающие по случаю временной нетрудоспособности командированного работника за границей. Ему на общих основаниях возмещаются расходы по найму жилого помещения (кроме случаев, если командированный работник находится на стационарном лечении), по проезду до места командировки и обратно, а также выплачиваются суточные в течение всего времени, пока он не имеет возможности по состоянию здоровья приступить к выполнению служебного задания за границей или вернуться из командировки. Временная нетрудоспособность работника должна быть подтверждена документально соответствующим медицинским учреждением иностранного государства (п. 31 Инструкции № 115).

Работникам, командированным на автотранспорте нанимателя, возмещаются:

– расходы по приобретению горюче-смазочных материалов, оплате за стоянку, оплате дорожных, таможенных сборов, страхованию автотранспорта и гражданской ответственности перевозчика, вынужденному мелкому ремонту;

– расходы по оплате разрешений на проезд по территории иностранных государств, ветеринарному и фитосанитарному контролю, мойке транспортных средств, услугам по приграничной обработке транспортных средств на объектах приграничного сервиса (терминал), факсимильной связи, эвакуации транспортных средств в случае аварий и технических неисправностей и другие расходы, связанные с выполнением международных автомобильных перевозок (п. 32 Инструкции № 115).

Указанные расходы производятся на основе подтверждающих документов в оригинале (за исключением расходов, связанных с получением служебного паспорта и виз) (п. 30 Инструкции № 115).

prev Пред.
contents Содержание
next След.
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.