contents Содержание
A
100%
A
add bookmarks
show bookmarks
23

Савельев Н. Не позднее 1 апреля представьте налоговикам сведения о доходах, выплаченных физическим лицам в 2014 году

Николай Савельев, экономист

Одной из обязанностей налогового агента является представление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин) (подп. 3.3 п. 3 ст. 23 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК). Поскольку приближается срок представления налоговыми агентами в налоговые органы сведений о доходах, выплаченных физическим лицам в 2014 г., напомним, в каких случаях представляют эти сведения и в каком формате с учетом новшеств, которые внесены в НК в 2015 г.

Сведения о доходах плательщиков представляйте в 4 случаях

Напомним, что налоговые агенты ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь (п. 11 ст. 175 НК):

1) гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства).

Информацию по таким плательщикам, получившим доходы на территории Республики Беларусь, представляют независимо от того, в каком статусе находится на территории Республики Беларуси данный гражданин – временное пребывание или временное и постоянное проживание.

Справочно: иностранными гражданами в Республике Беларусь признают лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь и имеющими доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признают лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь и не имеющих доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства (ст. 9 Закона Республики Беларусь от 01.08.2002 № 136-З "О гражданстве Республики Беларусь");

2) физическим лицам в виде возврата взносов, в т.ч. проиндексированных в порядке, установленном законодательством, при прекращении ими строительства квартир и (или) одноквартирных жилых домов либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также при их выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства.

Напомним, что при определении размера налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры.

Кроме того, эти лица имеют право на вычет и в случаях погашения кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).

В случае применения указанного вычета и при возврате плательщику взносов при прекращении им строительства квартиры и (или) одноквартирного жилого дома либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также при его выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства, у плательщика возникает обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (далее – декларация) (подп. 1.3 п. 1 ст. 180 НК).

Налоговый агент в свою очередь должен подать сведения в налоговый орган для осуществления контроля за правильностью исчисления и перечисления в бюджет подоходного налога указанными плательщиками;

3) физическим лицам в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения 3-летнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 3 и более года.

Как известно, при определении размера налоговой базы по подоходному налогу плательщик вправе применить социальный налоговый вычет при уплате страховым организациям Республики Беларусь страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 3 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Вычету подлежат также суммы, уплаченные плательщиком страховым организациям Республики Беларусь в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 3 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов за лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем), – за своих подопечных, в т.ч. бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста) (подп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК).

В случае применения указанного социального налогового вычета и при возврате плательщику страховых взносов при расторжении до истечения 3-летнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 3 и более года, у плательщика возникает обязанность по представлению декларации (подп. 1.4 п. 1 ст. 180 НК).

Как и в предыдущем случае, эту информацию представляет налоговый агент в целях контроля, который осуществляют налоговые органы за правильностью исчисления и перечисления в бюджет налога;

4) физическим лицам при погашении (досрочном погашении) жилищных облигаций денежными средствами, а также в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций, в случае неисполнения застройщиком обязательств по договору, в соответствии с которым предусматривается строительство жилого помещения для владельца жилищных облигаций, или расторжения такого договора до истечения срока его исполнения.

При определении размера налоговой базы по подоходному налогу плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов на строительство, в т.ч. путем приобретения жилищных облигаций, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных на приобретение жилищных облигаций.

Кроме того, при строительстве квартиры путем приобретения жилищных облигаций фактически произведенные плательщиками и членами их семей расходы на такое строительство подлежат вычету в пределах размера денежных средств, подлежащих внесению в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций, указанного в договоре, в соответствии с которым предусматривается строительство жилого помещения для владельца жилищных облигаций (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).

В случае применения указанного вычета и при получении доходов в размере номинальной стоимости жилищных облигаций и процентного дохода (если уплата процентного дохода предусмотрена условиями выпуска), полученных от организации – эмитента этих облигаций при их погашении (досрочном погашении) денежными средствами, а также в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций, при неисполнении застройщиком обязательств по договору, в соответствии с которым предусматривается строительство жилого помещения для владельца жилищных облигаций, или расторжении такого договора до истечения срока его исполнения у плательщика возникает обязанность по представлению декларации (подп. 1.5 п. 1 ст. 180 НК).

Представление информации налоговым агентом также направлено на осуществление контроля налоговыми органами за правильностью уплаты налога плательщиком.

Направьте сведения о предоставлении физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы) стандартных налоговых вычетов

Как известно, при отсутствии места основной работы (службы, учебы) стандартные налоговые вычеты предоставляет плательщику налоговый агент на основании документов, подтверждающих его право на такие налоговые вычеты, по письменному заявлению этого плательщика при предъявлении трудовой книжки, а при отсутствии трудовой книжки – по письменному заявлению с указанием причины ее отсутствия. Если доход получен от нескольких налоговых агентов, эти вычеты предоставляются по выбору плательщика только одним налоговым агентом (п. 3 ст. 164 НК).

Понятно, что данную информацию представляют в налоговые органы во избежание многократного и в силу этого незаконного предоставления вычетов.

Учтите новшества 2015 г. в части представления информации

Сведения о доходах и налоговых вычетах, выплаченных (предоставленных) физическим лицам, представляют в виде справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (далее – справка), форма которой приведена в приложении 3 к постановлению МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100 (далее – постановление № 100).

Справочно: порядок заполнения справки определен в гл. 4 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц, подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь, представления физическим лицом подтверждения статуса резидента иностранного государства, представления сведений налоговыми агентами, банками, операторами почтовой связи, утвержденной постановлением № 100 (далее – Инструкция № 100).

С 2015 г. согласно внесенным изменениям в НК сведения в налоговый орган следует представлять в электронном виде, а не на магнитных носителях (п. 11 ст. 175 НК). Однако это не означает, что сведения представляют в виде электронного документа.


В настоящее время соответствующие изменения в Инструкцию № 100, регламентирующие порядок представления сведений в электронном виде с учетом новшеств 2015 г., еще не внесены. В п. 9 Инструкции № 100 приведен порядок формирования справок, которые налоговые агенты представляют на магнитных носителях.

Важно! Одновременно на сайте МНС www.nalog.gov.by в разделе "Программное обеспечение для плательщиков" содержится информация о программном обеспечении АРМ “Справка о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц". Для ввода информации о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц, и для формирования файла .txt для представления в налоговый орган предназначена программа IncomeRef.

С использованием данной программы и формируют справку, подлежащую представлению в налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 г. Принимая во внимание, что налоговое законодательство не содержит указания на то, что сведения представляют в виде электронного документа (т.е. с использованием электронной цифровой подписи), полагаем, что файл .txt, сформированный с использованием программы IncomeRef, подлежит сохранению на магнитный носитель и после этого, как и ранее, представляется в налоговый орган.

В заключение напомним, что представление сведений в налоговый орган является обязанностью налогового агента. Непредставление в установленный срок данных сведений влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на одну базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления таких сведений, но не более 30 базовых величин (п. 1 ст. 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

От редакции:

С дополнительной информацией о том, что нужно учесть налоговому агенту при оформлении сведений о выплаченных физическим лицам доходах за 2014 г., вы можете ознакомиться в журнале "ГБ", 2015, № 10, с. 42–47, и на портале журнала GB.BY.

prev Пред.
contents Содержание
next След.
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.