Дополнительная работа наряду с основной: отвечаем на важные вопросы

15 октября 2020

Для обеспечения непрерывной и четкой работы организации необходимо, чтобы все рабочие места были заняты (заполнены). Как поступать нанимателю, если кто-то заболел или призван, например, на военные сборы? Как распределить работу отсутствующего работника между другими работниками? Ответы на эти вопросы – в предлагаемом материале.

Наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), работник может выполнять дополнительную работу в виде:

1) совмещения должностей служащих (профессий рабочих) – выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по другой вакантной должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены);

2) расширения зоны обслуживания (увеличения объема работы) – выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по такой же вакантной должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены);

3) исполнения обязанностей временно отсутствующего работника – выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы как по другой, так и по такой же должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены) (ст. 67 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).

Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительную работу по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) без освобождения от своей основной работы, производится доплата (ст. 67 ТК).

Совмещение должностей служащих (профессий рабочих), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника (далее – дополнительная работа) должны способствовать:

– рациональному использованию рабочего времени;

– сокращению численности работников;

– росту производительности труда;

– экономии средств на оплату труда.

Вопросы целесообразности установления дополнительной работы и размеров доплат относятся к компетенции нанимателя.

В каких случаях возможна дополнительная работа

Для выполнения дополнительной работы в виде совмещения и расширения зоны обслуживания (увеличения объема работы) требуется наличие у нанимателя вакантной штатной единицы по должности служащего (профессии рабочего) либо ее доли.

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей работы происходит при замене работника, отсутствующего в связи с отпуском, болезнью и в других случаях, когда за ним сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего), например:

– в случаях исполнения государственных и общественных обязанностей (ст. 101 ТК);

– при направлении в служебную командировку (ст. 91 ТК);

– при нахождении в трудовом или социальном отпусках (гл. 12 ТК);

– при выполнении воинских обязанностей (гл. 31 ТК);

– в период нетрудоспособности;

– в период прохождения службы в резерве и др.

Ограничения, установленные законодательством

Ограничений на установление работникам дополнительной работы законодательство о труде не содержит, за исключением рабочих, специалистов и служащих бюджетных организаций.

Так, доплаты за дополнительную работу устанавливаются в размере до 100 % (включительно) оклада в зависимости от объема выполняемых работ, рассчитанного по профессии (должности), по которой производится совмещение, расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполняются обязанности. Конкретный размер доплаты устанавливает наниматель. Указанные доплаты не устанавливаются в случаях, когда работа по другой профессии (должности) предусмотрена трудовым договором (контрактом), должностной (рабочей) инструкцией (п. 14 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13 «Об оплате труда работников бюджетных организаций»).

Необходимые условия

Для поручения работникам дополнительной работы и установления соответствующих доплат наниматель должен соблюсти следующие условия:

– наличие в штатном расписании нанимателя соответствующей штатной единицы (ее доли) либо временное отсутствие основного работника, за которым сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего);

– создание необходимых условий, которые бы не препятствовали работнику в выполнении трудовой функции по трудовому договору (контракту);

– реальная возможность выполнения работником дополнительной работы без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (смены);

наличие у работника документа, подтверждающего право на выполнение данной работы (документ об образовании, обучении, подготовке);

– наличие письменного согласия работника.

Читайте также:

Примеры подобраны с помощью «Сервиса подбора примеров»

Денис Владимиров, юрист

Вернуться к ленте
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.