ФСЗН выявил типичные нарушения плательщиков в первом полугодии 2025 года

18 августа 2025

В ФСЗН рассказали о типичных нарушениях, выявленных у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок в 1 полугодии 2025 года.

1. Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов.

Номер

Суть нарушения

Обоснование

1.1. Излишне начислены обязательные страховые взносы:

1.1.1

На сумму пособий по временной нетрудоспособности, назначенных и выплаченных работнику из средств государственного социального страхования

Нарушен пункт 1 Перечня № 115

1.1.2

На выходное пособие, выплачиваемое в случаях, для которых законодательными актами установлены минимальные гарантированные размеры (двухнедельное пособие в связи с призывом работника на военную службу в соответствии со ст. 48 ТК РБ)

Нарушен подпункт 7.1 пункта 7 Перечня № 115

1.1.3

На сумму компенсаций в связи с переездом на работу в другую местность, выплаченные в соответствии со статьей 95 ТК РБ

Нарушен пункт 8 Перечня № 115

1.1.4

На сумму средств, выделенных для обеспечения работников бутилированной водой

Нарушен подпункт 9.1 пункта 9 Перечня № 115

1.1.5

На сумму транспортных услуг по перевозке работника к месту работы

Нарушен подпункт 9.4 пункта 9 Перечня № 115

1.1.6

На сумму материальной помощи, выплаченной в размере до максимального предела льготируемых сумм выплат социального характера, равного установленному пределу для исчисления подоходного налога, определяемого пунктом 23 статьи 208 Налогового Кодекса

Нарушен пункт 13 Перечня № 115

1.1.7

На суммы выплат, начисленные за участие в республиканском субботнике и перечисленные работодателем в порядке, установленном законодательством

Нарушен пункт 16 Перечня № 115

1.1.8

На суммы призов победителям районных соревнований

Нарушен пункт 17 Перечня № 115

1.1.9

На суммы выплат, превышающие пятикратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы

Нарушен пункт 1 статьи 4 Закона№ 118-З

1.1.10

Излишне начислены обязательные страховые взносы на пенсионное страхование на суммы выплат в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами II группы

Нарушена статья 12 Закона № 118-З

В соответствии со статьей 19 Закона № 118-З излишне поступившие суммы взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения имеющейся у плательщиков задолженности перед Фондом, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты взносов в бюджет фонда либо возврату плательщикам в течение 10 рабочих дней после подачи ими в органы Фонда заявления о возврате сумм взносов с приложением документов, подтверждающих отсутствие задолженности в бюджет фонда.

1.2.  Не начислены обязательные страховые взносы:

1.2.1

На суммы превышения максимального предела льготируемых сумм выплат социального характера, равного установленного для исчисления подоходного налога (п.23 ст. 208 НК)

Нарушен пункт 1 статьи 4 Закона № 118-З

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 118-З не внесенная в установленный срок сумма взносов в бюджет фонда является недоимкой. К недоимке относится задолженность плательщика по взносам в бюджет фонда, выявленная при проверке правильности начисления, уплаты взносов в бюджет фонда и расходования средств фонда, в том числе при представлении плательщиком отчетности в орган Фонда по месту постановки на учет. Согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 118-З на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка.

В соответствии со статьей 12.15 коап за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, предоставляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы выплат и обязательных страховых взносов.

2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Номер

Суть нарушения

Обоснование

2.1 Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

2.1.1

На суммы выплат за период работы не связанный с особыми условиями труда

Нарушен пункт 2 статьи 4 Закона № 118-З

2.1.2

На суммы выплат, начисленные за дни, в которых работники были заняты в особых условиях труда не полный рабочий день, а также за период работы в обычных условиях труда

Нарушен пункт 2 статьи 4 Закона № 118-З

2.1.3

Излишне поступившие в бюджет фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование засчитываются в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии  возвращаются плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления

Нарушена статья 19 Закона № 118-З

2.2 Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

2.2.1

На сумму выплат в натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан

Нарушен пункт 2 статьи 4 Закона № 118-З

2.2.2

На сумму выплаты, причитающуюся за период трудового отпуска, следующего за периодом занятости в особых условиях труда полный рабочий день

Нарушен пункт 2 статьи 4 Закона № 118-З)

2.2.3

На сумму компенсации за неиспользованный отпуск, сумму премии

Нарушен  пункт 2 статьи 4 Закона № 118-З

2.2.4

На суммы премии передовикам уборочной кампании в связи с ее завершением

Нарушен пункт 2 статьи 4 Закона № 118-З

В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З не внесенная в срок сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда является недоимкой, на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда.

В соответствии со статьей 12.15 коап за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, представляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» (тип формы «корректирующая» за предыдущие периоды и тип формы «исходная» за текущий период), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование.

3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или)   взносов на профессиональное пенсионное страхование

Номер

Суть нарушения

Обоснование

3.1 Неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Сроки уплаты и суммы обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование определены статьями 8 «Сроки уплаты взносов», 14 «Порядок перечисления взносов» Закона № 118-З. Обязанность плательщика в полном объеме уплачивать страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование установлены статьей  21 «Обязанности плательщиков» Закона № 118-З.

В соответствии со статьей 12.15 коап за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, представляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

Изучите статьи по теме начисления обязательных страховых взносов:

4. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности

Номер

Суть нарушения

Обоснование

4.1.1

Правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности

Нарушено положение по ВН № 569

4.1.2

Пособие по временной нетрудоспособности назначены по день установления инвалидности включительно, следовало – до дня установления

Нарушен пункт 10 Положения по ВН № 569

4.1.3

Пособие по непрерывному случаю временной нетрудоспособности назначено, как по разным случаям временной нетрудоспособности

Нарушен пункт 16 Положения по ВН № 569

4.1.4

Пособие по временной нетрудоспособности при нарушении режима, предписанного врачом, назначено в полном размере, а следовало в размере 50%  со дня его нарушения на срок, устанавливаемый комиссией

Нарушен подпункт 19.2 пункта  2 Положения по ВН № 569

4.1.5

Заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности учтен не за весь период работы у плательщика, назначающего пособие, в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие (пособие исчислено из заработка за 4 месяца расчетного периода)

Нарушен пункт 21 Положения по ВН № 569

4.1.6

Пособие по временной нетрудоспособности назначено не из среднедневного заработка рассчитанного органами Фонда на основании сведений персонифицированного учета, а из 50% бюджета прожиточного минимума

Нарушен пункт 21 Положения по ВН № 569

4.1.7

Из числа календарных дней расчетного периода при исчислении размера среднедневного заработка не были исключены календарные дни социального отпуска, дни трудового отпуска, а также не исключены дни освобождения от работы в соответствии с законодательством (временная нетрудоспособность)

Нарушен пункт 22 Положения по ВН № 569

4.1.8

Пособие по временной нетрудоспособности назначено из среднедневного заработка при наличии права на минимальный размер пособия

Нарушен пункт 22 Положения по ВН № 569

4.1.9

Неверно определен заработок для исчисления пособий: в месяце, в котором были отработаны не все дни по графику, сумма премии включена в полном размере, следовало пропорционально отработанным дням; не учтен перерасчет заработной платы за месяц, который включается в расчетный период; при расчете среднедневного заработка в сумму выплат включена стоимость питания работника; сумма индексации заработной платы включалась в тот месяц, за который она выплачена, а следовало в тот месяц, в котором она выплачена; в заработок не включена надбавка за ученую степень

Нарушен пункт 24 Положения по ВН № 569

Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

Также плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не удержаны с получателя), на данные выплаты в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»).

Прочтите по теме:

5. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.

Номер

Суть нарушения

Обоснование

5.1.1

Пособие на ребенка старше 16 лет из отдельных категорий семей, не являющегося инвалидом, назначено и выплачено за период после окончания обучения (июль, август) при получении общего среднего образования, хотя следовало по июнь включительно

Нарушен подпункт 1.3 пункт 1 статьи 16 Закона № 7-З

5.1.2

Неверно определен размер пособия семье на ребенка в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет за соответствующий месяц (50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума)

Нарушен пункт 3 статьи 14 Закона № 7-З

5.1.3

Неверно определен день  возникновения права на  пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 3 лет (пособие назначено и выплачено с даты выдачи удостоверения ребенка-инвалида, а не со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, так как ребенок признан инвалидом до окончания периода беременности и родов)

Нарушен подпункт 3.4 пункт 3 статьи 22 Закона № 7-З

5.1.4

Пособие семье на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено и выплачено со дня,  следующего за днем освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, а не с даты рождения младшего ребенка

Нарушен подпункт 3.5 пункт 3 статьи 22 Закона № 7-З 

5.1.5

Неверно определен день возникновения права на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (пособие назначено и выплачено с даты выдачи удостоверения ребенка-инвалида, а не с даты признания ребенка инвалидом)

Нарушен подпункт 3.6 пункт 3 статьи 22 Закона № 7-З

5.1.6

Пособие на ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено не по дату, предшествующую дню достижения ребенком-инвалидом 18 лет

Нарушена статья 16 Закона № 7-З

5.1.7

Выплата пособия на ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей возобновлена не со дня приостановления, а со дня переосвидетельствования ребенка инвалида при перерыве в выплате не более месяца

Нарушен пункт 13 Положения № 569

В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

В соответствии с пунктом 22 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 расходы на выплату государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подлежат доначислению.

Изучите статьи на тему пособий на детей:

6. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление

Номер

Суть нарушения

Обоснование

6.1.1

При определении размера платы за путевку в размер денежного дохода получателя путевки не в полном размере включена заработная плата и пенсия, что привело к неверному определению коэффициента размера частичной стоимости, возмещаемой получателем

Нарушены пункты 13, 15 Положения № 542

В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

7. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение.

Номер

Суть нарушения

Обоснование

7.1.1

Пособие выплачено на основании копии справки о смерти работника

Нарушен пункт 3 Положения № 585

В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

8. Нарушения при представлении документов персонифицированного учета

Номер

Суть нарушения

Обоснование

8.1. По представлению формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».

8.1.1

Представление с нарушением установленного срока формы ПУ-2

Нарушены пункты 15, 20-1 Правил № 837

8.1.2

При предоставлении сведений по форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» неверно отражены дата  и номер приказа при переводе на другую работу; не отражены сведения  о переводе  на другую работу

Нарушен пункт 10 Инструкции № 7

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 коап в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

8.2. По представлению формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».

8.2.1

Непредставление и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения»

Нарушены пункты 16, 20-1 Правил

8.2.2

Отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы; сумма выплат за дни трудового отпуска не разнесена по периодам, за которые они начислены

Нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ

8.2.3

Выплаты, произведенные по одному гражданско-правовому договору, отражены как выплаты по нескольким отдельным договорам

Нарушен пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ

8.2.4

В разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» некорректно отражаются периоды с видом деятельности «ДЕТИ50», «ДЕТИ100», ДПОСОБ50», «ДПОСОБ100» (неверно отражены сведения о периоде выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; не отражен период, когда работник прерывал отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет), а также неверно отражены периоды с видом деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ», «ПОСОБИЕ», «ДОГОВОР»

Нарушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 коап в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

8.3. По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».

8.3.1

Представление с нарушением установленного срока формы ПУ-6

Нарушены пункты 19, 20-1 Правил № 837

8.3.2

Недостоверно отражались суммы выплат и исчисленных взносов на ППС в формах ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование»

Нарушен пункт 28 Инструкции о порядке заполнения  форм ДПУ

8.3.3

Некорректное отражение в разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» периодов занятости в особых условиях труда: из периода работы с особыми условиями труда не исключены выходные и праздничные дни, которые следовали за периодом, в котором работник не подлежал ППС)

Нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).

 

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 коап в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

 Изучите ТОП-3 статьи по представлению документов персонифицированного учета:

9. Нарушения при представлении отчета о средствах Фонда социальной защиты населения

Номер

Суть нарушения

Обоснование

9.1.1

Неверно отражалась сумма начисленных обязательных страховых взносов по строке 12 «Начисленные обязательные страховые взносы»

Нарушен пункт 16 Указаний № 45

9.1.2

Неверно отражалась сумма начисленных пособий по беременности и родам по строке 30 «пособия по беременности и родам»

Нарушен пункт 30 Указаний № 45

9.1.3

Неверно отражалась сумма исчисленных взносов по строке 12, по причине включения сумм выплат за дни отпуска, приходящиеся на другой отчетный период

Нарушен пункт 16 Указаний № 93

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 коап в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Прочтите по теме:

Источник: ФСЗН

Вернуться к ленте
Наверх