contents Содержание
A
100%
A
add bookmarks
show bookmarks

Как правильно исчислить подоходный налог с доходов, полученных физлицами от организаций, не являющихся их местом постоянной работы: 2 ситуации из практики

Анна Павлова, экономист

Что делать организации, если физическое лицо, не являющееся ее работником, не вернуло предоставленный заем? Как быть с подоходным налогом, который организация уплатила с суммы займа?

Надо ли при выплате иностранному гражданину денежных сумм за приобретенное у него имущество удерживать подоходный налог? Действуют ли в таких случаях нормы международных соглашений и каков порядок их применения?

Ответы на эти вопросы найдете в предлагаемом материале.

Ситуация 1. Организации не вернули заем

Организация в январе 2018 г. выдала на 8 месяцев (до 2 сентября т.г.) физическому лицу, не являющемуся ее работником, заем в размере 5 000 руб.

С указанной суммы организация в соответствии с п. 10 ст. 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) за счет собственных средств уплатила в бюджет подоходный налог в размере 650 руб.

В установленный договором займа срок заем не был возвращен организации.

1. Является ли не возвращенный физическим лицом заем его доходом, облагаемым подоходным налогом?

Является.

Невозвращенный заем является доходом физического лица и облагается подоходным налогом.

Обоснуем наш вывод с учетом норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) и НК.

По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 760 ГК).

Полученную сумму займа заемщик обязан возвратить займодавцу в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа (п. 1 ст. 763 ГК).

При невозврате имущества, полученного на возвратной или условно возвратной основе (в т.ч. в соответствии с договорами займа, задатка), если иное не установлено п. 21 ст. 178 НК, дата фактического получения дохода определяется как день, следующий за днем, установленным для возврата имущества (подп. 1.4 п. 1 ст. 172 НК). В данном случае это 3 сентября 2018 г.

Вместе с тем вопрос о налогообложении таких доходов следует решать с учетом положений подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК и Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении».

Из них, в частности, следует, что от подоходного налога освобождаются не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые в течение налогового периода:

– от организаций, которые не являются для получателей этих доходов основным местом работы (за исключением доходов, указанных в подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК);

– в размере, не превышающем 122 руб.

Так как на момент получения физическим лицом дохода в виде невозвращенного займа организация не являлась для него местом основной работы, размер льготы составит 122 руб. (абз. 3 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).

Если размер данной льготы не был использован ранее на другие цели, то налогооблагаемый доход составит 4 878 руб. (5 000 – 122). С него следует удержать подоходный налог в размере 634,14 руб. (4 878 × 13 % / 100 %).

2. Вправе ли организация осуществить возврат уплаченного ею подоходного налога?

Вправе.

Так как физическое лицо не является работником организации и соответственно выплаты ему не производятся, организации в целях возврата суммы подоходного налога, уплаченного за счет своих средств, необходимо в 30-дневный срок со дня невозврата займа направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу.

Налоговый орган в свою очередь в 30-дневный срок со дня получения указанного сообщения вручает плательщику извещение на уплату подоходного налога. При этом плательщик должен уплатить подоходный налог в 30-дневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения.

При уплате плательщиком подоходного налога налоговый орган по месту постановки на учет такого плательщика в течение 30 дней со дня уплаты направляет письменное сообщение о дате уплаты и сумме уплаченного налога:

– налоговому агенту, направившему письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу;

– налоговому органу по месту постановки на учет этого налогового агента.

Указанное письменное сообщение налогового органа является для налогового агента основанием для самостоятельного возврата подоходного налога за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату.

Ситуация 2. Организация приобрела микроавтобус у иностранного гражданина

Белорусская организация в августе 2018 г. приобрела у гражданина Азербайджана (является налоговым резидентом этого государства) микроавтобус (находился на территории Республики Беларусь) стоимостью 45 000 руб. При этом продавец не представил в организацию при совершении сделки подтверждение того, что он является налоговым резидентом Азербайджана.

Должна ли организация удержать с дохода гражданина Азербайджана от реализации им микроавтобуса подоходный налог и перечислить его в бюджет Республики Беларусь?

Должна.

Так как иностранный гражданин не представил белорусской организации документ налогового либо иного органа своей страны, который вправе подтвердить, что он является налоговым резидентом Азербайджана, то белорусская организация обязана удержать с выплачиваемого этому гражданину дохода подоходный налог.

Обоснуем наш вывод.

Доходы физических лиц (как налоговых резидентов Республики Беларусь, так и непризнаваемых таковыми), полученные от источников в Республике Беларусь, признаются объектом обложения подоходным налогом (п. 1 ст. 153 НК).

При этом к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся доходы, полученные от отчуждения иного имущества (не перечисленного в подп. 1.5.1–1.5.4 п. 1 ст. 154 НК), находящегося на территории Республики Беларусь (подп. 1.5.5 п. 1 ст. 154 НК).

С учетом того что микроавтобусы относятся к иному имуществу, доходы от отчуждения таких автомобилей, находящихся на территории Республики Беларусь, признаются полученными от источников в Республике Беларусь и являются объектом обложения подоходным налогом.

Вместе с тем налоговым агентам при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов, полученных физическими лицами (в первую очередь иностранными гражданами) от источников в Республике Беларусь, необходимо учитывать приоритет норм международного права по отношению к нормам белорусского законодательства применительно к налоговым правоотношениям, закрепленный в ст. 5 НК. Так, если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.

При этом отдельные международные договоры, заключенные Республикой Беларусь с другими иностранными государствами, предусматривают налогообложение ряда доходов в стране, для которой получатель дохода признается резидентом (несмотря на то, от источников в какой стране получен этот доход).

В рассматриваемой ситуации таким международным договором является Конвенция между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 09.08.2001 (далее – Конвенция).

Доходы от отчуждения любого имущества облагаются налогом только в том договаривающемся государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество (п. 5 ст. 13 Конвенции).

Исключение – имущество, указанное в пп. 1, 2, 3 и 4 ст. 13 Конвенции, к которому относятся:

– недвижимое имущество (п. 1 ст. 13 Конвенции);

– акции (п. 2 ст. 13 Конвенции);

– имущество, составляющее часть коммерческого (предпринимательского) имущества постоянного представительства, которое предприятие одного договаривающегося государства имеет в другом договаривающемся государстве, а также имущество, относящееся к постоянной базе, доступной резиденту одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве, для оказания независимых личных услуг (п. 3 ст. 13 Конвенции);

– морские или воздушные суда, а также имущество, относящееся к эксплуатации таких морских или воздушных судов (п. 4 ст. 13 Конвенции).

С учетом того что микроавтобусы не перечислены в пп. 1, 2, 3 и 4 ст. 13 Конвенции, доходы, получаемые налоговыми резидентами Азербайджана от их реализации, могут облагаться налогом только в Азербайджане.

Вместе с тем для освобождения от уплаты подоходного налога гражданин Азербайджана должен представить белорусской организации как налоговому агенту подтверждение того, что он является резидентом Азербайджана. Данный документ должен быть выдан (заверен) налоговым или иным компетентным органом этого государства.

То есть действия белорусской организации зависят от наличия или отсутствия подтверждения (см. таблицу).

prev Пред.
contents Содержание
next След.
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.