contents Содержание
A
100%
A
add bookmarks
show bookmarks
12

Милашевич В. Подлежит ли корректировке заработная плата, принимаемая для исчисления среднего заработка, сохраняемого водителям за время командировки

Владислав Милашевич, экономист

При направлении в командировку водителей за ними сохраняется заработная плата, но не менее среднего заработка. В ряде случаев он подлежит корректировке.

Процедуру выполнения таких расчетов автор рассмотрел на практических примерах.

Корректировку заработной платы, принимаемой для исчисления среднего заработка, с применением поправочных коэффициентов, следует производить в соответствии с нормами гл. 4 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция № 47).

Если в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, или в периоде, за который производятся выплаты на основе среднего заработка, в организации произошло повышение тарифных ставок (окладов) работников или тарифных ставок 1-го разряда, исходя из которых рассчитывают тарифные ставки (оклады) работников, и (или) расчетных должностных окладов (должностных (тарифных) окладов) работникам государственных органов, то исчисление средней заработной платы за период, предшествующий повышению, производят с применением поправочных коэффициентов (п. 31 Инструкции № 47).

Поправочные коэффициенты рассчитывают путем деления тарифной ставки (оклада) или тарифной ставки 1-го разряда, установленной в месяце, в котором осуществляются выплаты на основе среднего заработка, на тарифные ставки (оклады) или тарифные ставки 1-го разряда, действовавшие в месяцах, принимаемых для исчисления среднего заработка (часть первая п. 32 Инструкции № 47).

Порядок расчета поправочных коэффициентов с учетом имеющей место ситуации представлен в таблице.


п/п

Условия оплаты труда

Порядок исчисления коэффициентов

1

2

3

1

В организации введены новые условия оплаты труда (без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь; далее – ЕТС)

Исчисление поправочных коэффициентов производят исходя из тарифной ставки (оклада). Принимается тарифная ставка (оклад) работника без учета повышений, предусмотренных законодательством (часть вторая п. 31 Инструкции № 47)

 

Пример 1. С 1 ноября 2014 г. введены новые условия оплаты труда

В январе 2015 г. начальнику отдела сбыта, командированному вместе с водителем на служебном автомобиле, рассчитывается средний заработок, сохраняемый за время служебной командировки.

При введении новых условий оплаты труда без применения ЕТС наниматель в соответствии с законодательством установил начальнику отдела сбыта оклад с 1 ноября 2014 г. в размере 9 600 000 руб.; с 1 декабря 2014 г. повысил его оклад до 11 500 000 руб. В январе 2015 г. оклад начальнику отдела сбыта не повышался.

Суммы выплат, учитываемые при исчислении среднего заработка, сохраняемого начальнику отдела сбыта за время нахождения в служебной командировке, в месяцах, предшествующих январю 2015 г. (ноябрь и декабрь 2014 г.), следует корректировать на поправочные коэффициенты:

– в ноябре 2014 г. – 1,1198 (11 500 000 руб. / 9 600 000 руб.);
– в декабре 2014 г. – 1,0 (11 500 000 руб. / 11 500 000 руб.)

2

В организации применяется ЕТС

Исчисление поправочных коэффициентов производят исходя из тарифной ставки 1-го разряда, на основе которой рассчитывают тарифные ставки (оклады) работников (часть третья п. 31 Инструкции № 47)

 

Пример 2. В организации действуют условия оплаты труда работников на основе ЕТС

В январе 2015 г. водителю автомобиля рассчитывается средний заработок, сохраняемый за дни нахождения в командировке. Для его исчисления принимают месяцы ноябрь и декабрь 2014 г. В данных месяцах тарифная ставка 1-го разряда не повышалась и составила 620 000 руб. С 1 января 2015 г. тарифная ставка 1-го разряда повысилась и составила 740 000 руб.

Таким образом, суммы выплат, учитываемые при исчислении среднего заработка, в ноябре и декабре 2014 г. будут корректироваться на поправочный коэффициент 1,1935 (740 000 руб. / 620 000 руб.)

3

В организации применяется несколько тарифных ставок 1-го разряда

Поправочные коэффициенты исчисляют исходя из тарифной ставки 1-го разряда, применяемой для определения тарифной ставки (оклада) работника, установленной в месяце, в котором производят выплаты на основе среднего заработка, на тарифные ставки 1-го разряда, установленные в месяцах, принимаемых для его расчета и применяемых для исчисления тарифной ставки (оклада) данного работника (часть вторая п. 32 Инструкции № 47)

 

Пример 3. В январе 2015 г. водителю и начальнику отдела снабжения, командированному вместе с ним, рассчитывается средний заработок, сохраняемый каждому из них за время служебной командировки

В организации для оплаты труда работников применяются разные тарифные ставки 1-го разряда, размер которых с 1 января 2015 г. повысился и составил:

– для водителя – 540 000 руб.;
– для начальника отдела снабжения – 490 000 руб.

Для исчисления среднего заработка принимается период с ноября по декабрь 2014 г., в котором размер тарифных ставок 1-го разряда не повышался и составил:

– для водителя – 500 000 руб.;
– для начальника отдела снабжения – 440 000 руб.

К заработной плате, принимаемой в ноябре и декабре 2014 г. для исчисления среднего заработка, сохраняемого:

– водителю, – следует применять поправочный коэффициент 1,08 (540 000 руб. / 500 000 руб.);
– начальнику отдела снабжения, – поправочный коэффициент 1,1136 (490 000 руб. / 440 000 руб.)

4

В организации снижены тарифные ставки (оклады) либо тарифные ставки 1-го разряда, изменилась система оплаты труда
(в т.ч. при введении тарифной сетки, разрабо-
танной в организации или определенной тарифным (местным) соглашением) или работник имел различную квалификацию, работал на различных должностях

Исчисление поправочных коэффициентов производят пропорционально отработанному времени отдельно до и после снижения тарифных ставок (окладов) либо тарифной ставки 1-го разряда, изменения системы оплаты труда, должности (квалификации).

При этом, если в организации для формирования тарифных ставок (окладов) работников применяется тарифная ставка 1-го разряда, то исчисление поправочных коэффициентов производят исходя из тарифной ставки 1-го разряда (п. 331 Инструкции № 47)

 

Пример 4. В организации в январе 2015 г. водителю рассчитывается средний заработок, сохраняемый ему за время нахождения в служебной командировке

В 2-месячном периоде (ноябрь и декабрь 2014 г.), принимаемом для исчисления среднего заработка, в ноябре работник работал диспетчером, а в декабре после получения соответствующего образования – водителем категории "D".

В организации для оплаты труда работников применяется несколько размеров тарифной ставки 1-го разряда, которые составили:

– в ноябре и декабре 2014 г.:

для диспетчера – 430 000 руб.;
для водителя – 470 000 руб.;

– в январе 2015 г.:

для диспетчера – 460 000 руб.;
для водителя – 510 000 руб.

В данном случае к заработной плате, принимаемой для исчисления среднего заработка, сохраняемого этому работнику по профессии водителя за время нахождения в служебной командировке, следует применять поправочные коэффициенты:

– в ноябре 2014 г. – 1,0697 (460 000 руб. / 430 000 руб.);
– в декабре 2014 г. – 1,0851 (510 000 руб. / 470 000 руб.)

5

В периоде, за который осуществляется выплата на основе среднего заработка, в организации повышена тарифная ставка (оклад) или тарифная ставка 1-го разряда

Часть выплаты, приходящаяся на время после повышения тарифной ставки, корректируется на рост тарифной ставки (оклада) или тарифной ставки 1-го разряда, применяемой для определения тарифной ставки (оклада) работника (часть первая п. 35 Инструкции № 47)

 

Пример 5. За время командировки повышена тарифная ставка 1-го разряда, применяемая для оплаты труда водителей

В организации водитель, осуществляющий международные перевозки грузов, направлен в служебную командировку в Германию на 10 дней с 28 января по 6 февраля 2015 г.

Ему выплачен средний заработок, рассчитанный исходя из тарифной ставки 1-го разряда, действовавшей в организации для оплаты труда водителей в январе 2015 г. (430 000 руб.).

С 1 февраля 2015 г. в организации происходит повышение размера тарифной ставки 1-го разряда, применяемой для оплаты труда водителей (490 000 руб.).

Сумму сохраненного водителю среднего заработка, приходящуюся на февраль 2015 г. (с 1 по 6 февраля), следует корректировать на рост тарифной ставки 1-го разряда, применяемой для оплаты труда водителя в феврале 2015 г. Поправочный коэффициент – 1,1395 (490 000 руб. / 430 000 руб.)

6

Работникам выплачивают вознаграждения по результатам годовой работы, за выслугу лет и другие выплаты по результатам работы за квартал, полугодие, год

Поправочные коэффициенты исчисляют путем деления тарифной ставки (оклада) или тарифной ставки 1-го разряда, установленной работнику в месяце, в котором производят выплаты на основе среднего заработка, на тарифную ставку (оклад) или тарифную ставку 1-го разряда, установленную в месяце, в котором согласно лицевому счету работника были произведены указанные выплаты (п. 37 Инструкции № 47)

 

Пример 6. Работнику выплачено вознаграждение по итогам работы за год

Для исчисления среднего заработка, сохраняемого водителю автомобиля за время служебной командировки в январе 2015 г., принимается период ноябрь и декабрь 2014 г.

В феврале 2014 г. водителю было выплачено вознаграждение по итогам работы за 2013 г.

Тарифная ставка 1-го разряда, применяемая для оплаты труда водителя в феврале 2014 г., составляла 380 000 руб.

С 1 сентября 2014 г. размер тарифной ставки 1-го разряда, применяемой для оплаты труда водителя, повысился и составил 430 000 руб.

В данном случае сумму вознаграждения по итогам работы за 2013 г., выплаченную в феврале 2014 г., учитываемую в составе среднемесячного заработка ноября и декабря 2014 г. в размере 1/12 общей суммы (п. 28 Инструкции № 47), следует корректировать на рост тарифной ставки 1-го разряда, применяемой для оплаты труда водителя в январе 2015 г., в котором производят выплаты на основе среднего заработка. Поправочный коэффициент – 1,1315 (430 000 руб. / 380 000 руб.).

Пример 7. В организации введены новые условия оплаты труда

Наниматель принял решение о введении в организации новых условий оплаты труда работников без применения ЕТС с 1 ноября 2014 г.

В январе 2015 г. (на момент действия новых условий оплаты труда работников без применения ЕТС) водителю организации рассчитывается средний заработок, сохраняемый за время нахождения в служебной командировке. Для его исчисления принимается 2-месячный период (ноябрь и декабрь 2014 г.) с новыми условиями оплаты труда без применения ЕТС.

В феврале 2014 г. водителю было выплачено вознаграждение по итогам работы за 2013 г.

Тарифная ставка 1-го разряда, применяемая в организации для оплаты труда водителей в феврале 2014 г., составляла 450 000 руб.

С 1 октября 2014 г. размер тарифной ставки 1-го разряда, применяемой в организации для оплаты труда водителей, повысился и составил 530 000 руб.

В данном случае сумму вознаграждения по итогам работы за 2013 г., выплаченную в феврале 2014 г., учитываемую в составе среднемесячного заработка ноября и декабря 2014 г. в размере 1/12 общей суммы (п. 28 Инструкции № 47), следует корректировать на рост тарифной ставки 1-го разряда, применяемой в организации для оплаты труда водителя в октябре 2014 г., поскольку с ноября 2014 г. в организации действуют новые условия оплаты труда работников без применения ЕТС. Поправочный коэффициент составит 1,1777 (530 000 руб. / 450 000 руб.)

prev Пред.
contents Содержание
next След.
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.