contents Содержание
A
100%
A
add bookmarks
show bookmarks

Предоставляем вычеты без ошибок

Юлия Костюк, экономист

Можно ли применить стандартный налоговый вычет к доходам, полученным в разных филиалах, но в одном месяце? Как правильно исчислить в таких случаях подоходный налог к удержанию? Как вернуть работнику излишне уплаченный подоходный налог, если организация приостановила работникам выплаты или приостановила свою деятельность?

Ответы на эти вопросы вы найдете в предлагаемой статье.

Ситуация 1. Как применить стандартный вычет к доходам, полученным в разных филиалах, но в одном месяце?

Организация имеет 2 филиала. Один расположен в г. Молодечно, другой – в г. Борисове. Одна из работниц в марте 2018 г. перешла работать из одного филиала в другой. За период работы в филиале г. Молодечно (1–13 марта) она получила доход в размере 300 руб., в филиале г. Борисова (14–30 марта) – 540 руб.

Можно ли к каждой сумме дохода работницы, полученной за март, применить стандартный вычет, определенный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)?...

Нельзя.

Несмотря на то что работница получила доходы за март в разных филиалах, эти доходы получены в пределах одной организации, поскольку филиалы не являются юридическими лицами.

Так как сумма дохода за март (840 руб.) превысила льготный предел (620 руб.), организация не вправе применить к ней вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК.

Обоснуем наш ответ.

При определении размера налоговой базы плательщик вправе применить стандартный налоговый вычет в размере 102 руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 620 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК).

Справочно: размеры вычетов на 2018 г. установлены в приложении 9 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении».

В нашем случае эту норму применить нельзя по следующим основаниям.

1. Для плательщика местом основной работы (нанимателем) является организация.

Филиал не является юридическим лицом. Он лишь исполняет обязательства юридического лица (пп. 2–3 ст. 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК).

Следовательно, работница перешла из одного филиала в другой в пределах одной организации. Именно она является ее нанимателем.

Справочно: наниматель – это юридическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником (ст. 1 ТК).

2. Плательщик налогов и налоговый агент по подоходному налогу – юридическое лицо.

Филиалы, отвечающие нормам п. 3 ст. 13 НК, исполняют налоговые обязательства юридических лиц.

Справочно: филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК либо Президентом Республики Беларусь (п. 3 ст. 13 НК).

Следовательно, доходы, полученные работницей в 2 филиалах, являются доходами, полученными в одной организации (у одного нанимателя).

Поэтому их следует суммировать и сравнить с суммой установленного предела (620 руб.). Если сумма дохода превышает предел, то вычет не применяется.

С учетом вышеизложенного рассчитаем подоходный налог и определим сумму подоходного налога к взысканию.

1. Доход, полученный в филиале г. Молодечно, – 300 руб. Так как сумма в размере 300 руб. меньше 620 руб., то в отношении этого дохода организация должна применить вычет, определенный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК.

Сумма подоходного налога к удержанию – 25,74 руб. ((300 – 102) × 13 %).

2. После того как работница получила доход в филиале г. Борисова, сумма налога к удержанию определяется исходя из общей суммы дохода, полученной за март по основному месту работы. Она составит 109,2 руб. ((300 + 540) × 13 %).

3. Так как с работницы уже был удержан подоходный налог в сумме 25,74 руб., филиалу г. Борисова надо удержать налог в сумме 83,46 руб. (109,2 – 25,74).

Ситуация 2. Документальное подтверждение расходов на строительство жилья

Работник организации (основное место работы) несет расходы на строительство жилья и претендует на получение имущественного вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК.

Какие документы необходимо потребовать от работника для предоставления вычета – копии или оригиналы?

Можно требовать либо копии, либо оригиналы.

Работник может представить копии документов, подтверждающих произведенные им или членами его семьи расходы на жилье. В этом случае организация – налоговый агент должна сверить представленные копии с оригиналами и сделать соответствующую отметку на копиях документов, а на оригиналах этих документов – отметку о сумме предоставленного имущественного налогового вычета.

Обоснуем наш ответ.

Плательщик и члены его семьи (супруг (супруга), их не состоящие в браке на момент осуществления расходов дети и иные лица, признанные в судебном порядке членами семьи плательщика) вправе применить имущественный налоговый вычет, определенный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, в сумме фактически произведенных расходов:

– на строительство, в т.ч. путем приобретения жилищных облигаций, либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, в т.ч. в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга;

– на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на строительство, приобретение жилищных облигаций либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры.

Важно! Право на имущественный налоговый вычет имеют плательщики и члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.

Документы, подтверждающие фактически произведенные плательщиком и членами его семьи расходы на строительство или приобретение одноквартирного жилого дома или квартиры, погашение кредитов банков Республики Беларусь, погашение займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика, – сумме и дате оплаты, назначении платежа – если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов.

В случае если документы не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается справка получателя платежа, скрепленная печатью, содержащая недостающую информацию (часть четвертая п. 2 ст. 166 НК).

Налоговому агенту могут быть представлены копии вышеназванных документов. В этом случае налоговый агент сверяет представленные копии с оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов – отметка о сумме предоставленного имущественного налогового вычета (часть пятая п. 2 ст. 166 НК).

Ситуация 3. Возврат излишне уплаченного налога при отсутствии средств у организации

Работник, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, приватизировал в 2016 г. квартиру.

В апреле 2018 г. он обратился в организацию (основное место работы) за получением имущественного налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, в части расходов, понесенных им на приватизацию квартиры.

Однако в связи с экономическим кризисом организация приостановила деятельность и у нее в настоящее время отсутствуют денежные средства.

Какие действия следует предпринять организации, чтобы вернуть излишне удержанный у работника подоходный налог?

Если у налогового агента отсутствуют выплаты доходов физическим лицам либо он не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, возврат сумм излишне удержанного подоходного налога плательщику производится налоговым органом на основании заявления плательщика, представляемого в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента.

Обоснуем наш вывод.

Под приватизацией жилищного фонда понимается приобретение гражданами в собственность занимаемых жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 134 Жилищного кодекса Республики Беларусь; далее – ЖК). Приватизация жилых помещений осуществляется на возмездной основе и на безвозмездной либо смешанной основе (пп. 1–3 ст. 139 ЖК).

Право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, имеет плательщик, который:

– является нуждающимся в улучшении жилищных условий;

– несет расходы, связанные с приватизацией жилья, на общих основаниях (за счет собственных средств).

Результатом предоставления вычета становятся перерасчет подоходного налога и наличие излишне уплаченной плательщиком суммы налога.

Излишне удержанные налоговым агентом суммы подоходного налога с доходов плательщика, полученных в предшествующие налоговые периоды, но не более чем за 3 предшествующих года, подлежат возврату налоговым агентом (п. 4 ст. 181 НК).

Поскольку с момента приватизации квартиры не прошло 3 лет, работник организации вправе вернуть эту сумму налога или зачесть ее в счет предстоящих платежей.

По общему правилу возврат плательщику излишне удержанных сумм подоходного налога производится налоговым агентом:

– или за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и перечислению в бюджет;

– или за счет собственных средств налогового агента с последующим возмещением этих расходов за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и перечислению в бюджет.

Если у налогового агента отсутствуют выплаты доходов физическим лицам (в т.ч. вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора) либо налоговый агент не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, возврат сумм излишне удержанного подоходного налога плательщику производится:

– налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента;

– на основании заявления плательщика.

В данном случае действует следующий алгоритм.

1. Налоговый орган не позднее 5 дней со дня подачи заявления плательщика истребует у налогового агента документы, подтверждающие факт излишнего удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с доходов плательщика.

2. Налоговый агент в 7-дневный срок со дня получения обращения налогового органа представляет в налоговый орган вышеуказанные документы.

3. Возврат плательщику сумм излишне удержанного налога производится налоговым органом не позднее 1 месяца со дня подачи заявления плательщиком.

В случае если по результатам рассмотрения заявления плательщика факт излишнего удержания подоходного налога не подтвержден либо налоговый агент не представил документы, подтверждающие излишнее удержание подоходного налога, руководитель (его заместитель) налогового органа не позднее 1 месяца со дня подачи заявления плательщиком принимает решение об отказе в проведении такого возврата.

prev Пред.
contents Содержание
next След.
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.