На сегодняшний день многие организации тесно сотрудничают с юридическими лицами иностранного государства. Наиболее распространенная ситуация в строительной отрасли – строительная организация открывает филиал для осуществления строительно-монтажных работ в другом государстве. Такая форма сотрудничества с нерезидентами порождает вопросы как по налогообложению, так и по оплате труда. Например, в какой валюте (вид валюты) производится расчет с лицами, работающими за пределами Республики Беларусь? каков порядок исчисления пенсии для данной категории работников? как стать на учет в качестве плательщика страховых взносов и рассчитаться с ФСЗН? В нижеприведенном письме Минтруда и соцзащиты РБ разъяснены основные моменты деятельности открытых за рубежом филиалов по вопросам трудового законодательства.
ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ
Письмо Минтруда и соцзащиты РБ от 27.11.2012 № 05-02-11/1790
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда (МОТ), участницей которых является Республика Беларусь.
Согласно части первой статьи 320 Трудового кодекса трудовые и связанные с ними отношения работников – граждан Республики Беларусь, работающих в организациях с иностранными инвестициями, филиалах и представительствах юридических лиц Республики Беларусь, находящихся за границей, регулируются Трудовым кодексом и иным законодательством о труде. Иное (за исключением норм, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством об охране труда; о гарантиях по неприменению труда женщин и молодежи на определенных видах работ; о возрасте, с которого допускается заключение трудового договора; о взносах по государственному социальному страхованию, пенсионному обеспечению и содействию занятости) может устанавливаться нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь, учредительными документами, локальными нормативными правовыми актами этих организаций, филиалов и представительств, трудовыми договорами.
Таким образом, организация вправе самостоятельно на основании локального нормативного правового акта определять размеры оплаты труда, вид валюты, в которой выплачивается заработная плата.
Дополнительно сообщаем, что по вопросам валютного регулирования, в том числе выплаты заработной платы в иностранной валюте, следует обращаться в Национальный банк Республики Беларусь.
В соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" (статья 51) в стаж работы засчитываются периоды работы, в том числе за границей, с уплатой обязательных страховых взносов (далее – страховые взносы) в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд).
Исчисление пенсий лицам, работавшим за пределами Республики Беларусь, производится исходя из фактического заработка в Республике Беларусь и (или) дохода за работу за пределами Республики Беларусь, с которого согласно законодательству о государственном социальном страховании уплачены страховые взносы в Фонд (статьи 56–58 указанного Закона).
С порядком постановки лиц, работающих за пределами Республики Беларусь, на учет в качестве плательщика страховых взносов можно ознакомиться на сайте Фонда (www.ssf.gov.by).
Частью первой статьи 7 Закона Республики Беларусь "Об основах государственного социального страхования" предусмотрено, что обязательному государственному социальному страхованию подлежат граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор) у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.
Статьей 1 Закона Республики Беларусь "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (далее – Закон о страховых взносах) определен круг плательщиков обязательных страховых взносов. К их числу относятся, в частности, работодатели – юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.
Статьей 2 Закона о страховых взносах установлено, что объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.
Таким образом, строительные организации, заключившие трудовые договоры (контракты) и (или) гражданско-правовые договоры с гражданами Республики Беларусь, выполняющими работу в филиалах, расположенных на территории Туркменистана, уплачивают за них обязательные страховые взносы в размерах и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.
За граждан Республики Беларусь, выполняющих работу в филиалах строительных организаций, расположенных на территории Российской Федерации, уплата взносов на пенсионное и социальное страхование должна осуществляться с применением норм статьи 5 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г. (далее – Договор).
Согласно названной статье застрахованные, на которых распространяется действие Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу, за исключением следующих случаев.
На застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство Договаривающейся Стороны по выбору застрахованного.
На застрахованных, которые подпадают под действие законодательства одной Договаривающейся Стороны, направленных на работу на определенный период на территорию другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство первой Договаривающейся Стороны при условии, что срок командировки не превышает двух лет. По согласованию между уполномоченными органами в индивидуальном порядке действие данного положения может быть продлено, но не более чем на один год.
Первый заместитель Министра П.П. Грушник